Вячеслав Быков и Игорь Захаркин дали эксклюзивное интервью «СС», в котором оценили игру команды на Кубке Первого канала и рассказали, по каким принципам будет сформирован олимпийский состав к 25 декабря.
– Ваше впечатление от игры сборной России на Кубке Первого канала.
Захаркин: – На турнире мы хотели определить несколько фамилий на некоторые позиции. Понять перспективы этих игроков в плане участия в Олимпиаде. Вопросы, к сожалению, остались открытыми. Домашний этап Евротура породил больше сомнений, чем дал конкретику. Для нас это стало неожиданностью. Мы надеялись, что ребята хорошо готовы к турниру, все здорово мотивированны, и мы пройдем его значительно легче.
Быков: – Нужно учитывать фактор усталости. Тот же Зиновьев выглядел не так ярко, как до этого в чемпионате. То же скажу о Лешке Михнове. Серега Федоров смотрелся не так, как хотелось бы всем людям, которые вспоминают его блестящую игру.
– Это усталость или зажатость перед 25 декабря? Вы помните четвертьфинал с Белоруссией на чемпионате мира в Берне, когда из-за нервов команда неважно провела матч. Здесь тоже все игры получились с разницей в одну шайбу. А ведь давление на Олимпиаде будет куда больше!
Захаркин: – Отличное замечание! И это тоже входит в сферу неполученных ответов. Мы часто говорили, что смотрим на каждого игрока через огромную лупу. Хотим увидеть его сильные стороны именно в критических ситуациях, когда он устал, когда матч складывается плохо. Зажатость – элемент слабой психологической подготовки. А нам нужны лидеры с сильным характером, которые умеют в трудных условиях брать игру на себя и решать ее судьбу в нашу пользу.
Быков: – …Надо уметь работать под давлением.
– Вы читали полемику в «СС», когда мы определяли народную сборную? В итоге сформировался состав, по которому голосовали болельщики и эксперты. Что думаете об этой акции?
Быков: – Чем больше вы будете создавать полемику, тем выше будет интерес к сборной и хоккею. Определение состава – ваша тема, и вы вправе обсуждать любые варианты. Возможно, кто-то из ваших экспертов уже полностью угадал олимпийский состав. Сверитесь, когда мы объявим свое решение. Я только за подобную пропаганду.
Захаркин: – Разговоры о хоккее всегда интересны и идут на пользу нашему спорту. Я не хотел бы обсуждать выдвинутую вами версию состава. Замечу другое. На Кубке Первого канала мы увидели соперников, готовых драться и кусаться за победу. Все три матча прошли очень сложно. Мы видим, какая мизерная разница между победой и поражением. Всего одна шайба. Поэтому эйфорическое состояние «Мы всех победим! У нас самая лучшая сборная!» моментально проходит, когда начинается сам турнир. Так будет и на Олимпиаде.
– Ожидается, что из этой сборной России в Ванкувер поедут 8–10 человек. То есть это фактически наполовину олимпийская команда. Но чехи и финны возьмут в Канаду только по 2–3 игрока. Получается, такую конкуренцию нам составили резервисты! Что же будет, когда подтянутся их основные силы из НХЛ?
Захаркин: – А к нам что, энхаэловцы не приедут?
Быков: – Тренеры Чехии и Финляндии так говорят? Принижают своих хоккеистов? Это их проблемы. А ведь это их лучшие игроки в Европе. Как и наши лучшие силы из КХЛ. Интересно получается, кстати. Финский тренер доволен состоянием своих кахаэловцев. Швед доволен, чех доволен…
– И в чем мораль?
Быков: – В том, что мы наигрываем себе соперников. Легионеры занимают ведущие позиции в клубах КХЛ. Отбирают места у наших игроков. Получают отличную практику. Это тоже тема для большой дискуссии.
– Я все-таки вижу плюсы в проигранном Кубке Первого канала. Парадокс: наши хватали удаления в матче с чехами. Но здорово играли в меньшинстве, полторы минуты бились «3 на 5»…
Захаркин: – Надо правильно относиться к этим матчам. Мы не увидели, например, значительного превосходства над соперником в атаке ни в одной из трех игр. Но при этом заметили и оценили огромную самоотверженность ребят.
Это был очень тяжелый хоккей. Все хотели доказать свое превосходство, получить право поехать в Ванкувер. Я не только о сборной России говорю. Приятно, что наши хоккеисты сделали все возможное, чтобы вырвать победу. Мы дважды победили, не забывайте. А драматургия матча с чехами была колоссальной, потрясающей, впечатляющей. Трудно подобрать эпитеты.
Это говорит о том, что мы уважаем наших зрителей. Важный итог Кубка Первого канала: на всех трех наших матчах были аншлаги. Народ пришел на сборную. И команда откликнулась, пусть даже была не в очень хорошем состоянии.
– Вы болели за шведов в матче с финнами?
Быков: – Ни в коем случае!
Захаркин: – Мы хотели снова взять Кубок Первого канала. Если нам принесли бы его шведы – спасибо им большое. Может, цинично прозвучит, но турнир проходил под знаком Ванкувера. Нам куда важнее было посмотреть связки игроков, чем стать чемпионами на домашнем этапе Евротура.
– ФХР не смогла договориться с ИИХФ о том, чтобы 25 декабря мы объявили расширенный список игроков КХЛ или назвали бы только энхаэловцев. Не получилось обойти нелогичность организаторов, требующих назвать 23 фамилии за два месяца до Олимпиады. Это сильно ломает ваши планы?
Быков: – Трагедии не вижу. Состав, который мы объявим 25 декабря, для нас будет предварительным. Мы подчиняемся правилам, по которым играют все сборные.
Захаркин: – Правила были приняты на конгрессе ИИХФ, за них все проголосовали. Но, подчеркиваю, мы назовем предварительный состав. Мы официально имеем право без объявления причин менять любого игрока.
– Так уж и без объяснения причин?
Быков: – Какая-то мотивация должна быть. Травма или резкое снижение спортивной формы.
– Но вас же к фикции подталкивают! Как в школе, делать липовые справки, чтобы освободить человека от урока физкультуры.
Захаркин: – Дискутировать на эту тему бесполезно. Нам дан приказ, он будет исполнен. Мы находимся в международном сообществе и следуем правилам игры.
– Вы считаете, что 25 декабря не стоит делать ажиотажа вокруг списка, опубликованного на сайте ФХР?
Захаркин: – Совершенно верно. Окончательный состав на Олимпиаду вы узнаете 15 февраля.
– Не называя фамилий, есть игроки, которые в трех матчах на Ходынке запороли свой последний шанс поехать в Ванкувер и жутко вас разочаровали?
Быков: – Разочаровали – неправильное слово. Они не прыгнули выше головы.
Захаркин: – Были игроки, которые могли нас переубедить, только показав выдающийся хоккей. Они должны были сыграть в три раза лучше своего обычного уровня…
Быков: – …чтобы перебить шансы других игроков.
Захаркин: – Всплеска мы не увидели. Но нельзя сказать, что мы разочарованы. Ребята сделали все, на что были способны на сегодняшний день.
– Александра Еременко не было даже в заявке в последних двух матчах. Здесь есть подтекст? Его же считали реальным кандидатом на поездку в Ванкувер.
Захаркин: – Не ищите подоплеки. У нас было три вратаря. Они сыграли по кругу, каждый провел по матчу.
– Вратарь «Эдмонтона» Николай Хабибулин получил серьезную травму спины. Межпозвоночная грыжа. Это вас сильно расстроило?
Быков: – Важно иметь информацию. Генеральный менеджер сборной Владислав Третьяк снова полетит в Северную Америку, проведет встречи с энхаэловцами. При чем здесь расстройство? Травмы нужно принимать как факт. И правильно оценивать ситуацию, в которой находятся наши игроки. Создавать состав в зависимости от этого. Это для Хабибулина плохо, что у него травма. Он сейчас вне хоккея.
– Вы создали тройку Михнов – Федоров – Козлов, но смотрелась она странно. Не жалеете об эксперименте? Когда заменили Михнова на Радулова, у звена сразу пошла игра.
Быков: – Мы хотели оживить тройку, добавить ей энергетику. У Михнова была травма. Он вернулся в состав «Локомотива», набрал форму, но именно на Ходынке попал в функциональную «яму».
– Вы выбираете состав. Какое качество хоккеиста считаете самым главным? Назову три. Статистика – очки, голы, секунды. Его сыгранность с партнерами в звене. И энергия, жажда борьбы, которую он выплескивает на льду.
Быков: – Очень важна энергетика. Но и другие факторы нельзя игнорировать. Это единый клубок – «химия» команды, возможность использовать игрока в разных сочетаниях, быстрая адаптация к новым условиям, вклад в командную атмосферу.
– Понимаю, что в идеале вам хотелось бы иметь двадцать Овечкиных…
Захаркин: – Не надо нам двадцать Овечкиных! Так не надо говорить!
Команда – очень тонкий механизм. Да, у игрока отличная статистика в клубе. Но это не всегда срабатывает, когда он выходит на более высокий уровень. Понятно, что международные соревнования сильнее любого из чемпионатов страны. Забиваешь в клубе по 20 голов – не гарантия, что столько же забьешь за сборную.
– И если ты хорошо играешь на чемпионате мира – не факт, что ярко проявишь себя на Олимпиаде…
Захаркин: – Абсолютно верно.
Быков: – В этом прелесть спорта. Каждый день доказывай, что ты – лучший. А будешь жить былыми заслугами – далеко не уедешь.
Захаркин: – Мы пользуемся научными методиками для оценки игрока. Но также важно предвосхитить, угадать, насколько этот хоккеист сумеет показать свои лучшие качества в нужный момент в нужном матче.
– Евгений Малкин 69 раз выиграл вбрасывания за первую половину сезона. Его товарищ по «Питтсбургу» Сидни Кросби – 427. Стоит ли ставить Малкина в центр в сборной, если игра на точке – его слабое место? Может, использовать его как крайнего форварда, а взять на Олимпиаду четырех чистых центрфорвардов?
Захаркин: – Идеи есть разные. Но пока объявлять о них рано.
Быков: – Но мы все берем в расчет. Играет ли Малкин на точке… Это нюансы. Мы сформируем состав. И когда хоккеисты попадут в сборную, почувствуют доверие – они пластаться на льду будут. Мы следим, на какой позиции кто выходит, чтобы потом использовать это в разных моментах на Олимпиаде.
– 25 декабря вы объявите предварительный состав. Со всеми кандидатами уже созвонились? Не боитесь промашки?
Быков: – Что имеете в виду?
– К примеру, позовете в сборную Брызгалова, а ему именно в феврале нужно стены красить в доме в Калифорнии…
Быков: – О чем вы говорите? Я железно уверен, что на Олимпиаду приедут все нужные нам игроки. Но звонить никому не будем! Ни энхаэловцам, ни игрокам КХЛ. Я уже предупредил об этом ребят. Все взрослые люди. Все прекрасно понимают важность момента.
Но также мы предупредили, чтобы вплоть до 15 февраля не попавшие на Олимпиаду игроки не теряли надежды и подводили себя к пику формы. Мы можем взять их в Ванкувер в любой момент.
Захаркин: – Некоторые запасные хоккеисты даже полетят с нами 11 февраля в Канаду на четырехдневные сборы.
Быков: – Психологически им будет очень сложно. Но ребята этим тоже внесут вклад в общее дело.
– Понятно, что Набоков и Брызгалов – два основных вратаря сборной. «СС» уже взял интервью у Евгения, оно выйдет в ближайших номерах. Набоков сказал, что даже если станет вторым номером в команде, то воспримет это нормально. Но вы будете проводить с голкиперами какую-то беседу? Они же все самолюбивые!
Захаркин: – Это опять психология. Показатель того, как серьезно ребята относятся к своим функциям в команде. Не выпячивать свою роль и не принижать товарищей. Все в одной упряжке.
– Раньше в сборной возникали конфликтные моменты. Крикунов на прошлой Олимпиаде задвинул в запас Брызгалова. Или вот у финнов проблема. Звезда НХЛ Микка Кипрусофф поставил ультиматум национальной федерации, что не приедет на Олимпиаду, если ему не гарантируют место первого вратаря.
Быков: – Такие ультиматумы мы и в страшном сне не представляем!
Захаркин: – Это проблемы финнов. Слава богу, у нас такого нет. И мы гордимся результатом своей работы. Мы создали коллектив, в котором таких инцидентов быть не может.
Источник: "Советский Спорт"
Добавить комментарий