Глава профсоюза игроков КХЛ Андрей Коваленко поделился мнением о финансовой ситуации в лиге.
– Если хоккей в сентябре на загляденье, то экономическая сторона жизни КХЛ заставляет беспокоиться. Председатель совета директоров лиги Геннадий Тимченко прямо сказал, что санкции против России грозят ударить и по нашему чемпионату. В кулуарах идут разговоры о возможности централизованного сокращения зарплат. С вами боссы лиги вероятность такого развития событий уже обсуждали?
– Пока таких разговоров не было. Впрочем, в сезоне-2008/09 один экономический кризис мы уже пережили. Но КХЛ выстояла, все обошлось без дефолта. Не думаю, что финансовая проблема в эти дни так актуальна. Тем более Геннадий Тимченко на заседании совета директоров высказался прямо: "Клубы должны нести ответственность за контракты хоккеистов. Будьте добры исполнять все действующие соглашения в полном объеме. Есть желание сэкономить – делайте это по ходу переговоров с потенциальными новичками". Пока никаких сигналов о том, что Геннадий Николаевич откажется от своей позиции, у нас нет.
Могу со своей стороны дать лиге экономический совет. Если считаете зарплаты игроков завышенными и хотите изменить ситуацию – делайте это постепенно. Ведь КХЛ имеет полное право объявить: потолок зарплат будет ежегодно снижаться. Например, с миллиарда до 600 – 700 миллионов рублей через три сезона. Тогда все произойдет естественным, цивилизованным путем. Клубные менеджеры, пытаясь влезть под потолок, будут рачительнее относиться к смете расходов. И, имея в составе пару суперзвезд, уже не смогут начинать переговоры с каждым новичком с суммы от миллиона долларов в год. Все отрегулируется само собой, без нарушений правовых норм.
– Как прокомментируете слухи о том, что задержки зарплат нынешней осенью есть то ли в шести, то ли аж в одиннадцати клубах КХЛ?
– Пока в профсоюз никто не обращался. В конце августа была проблема с "Барысом", но всем ребятам долги погасили. После моего обращения в КХЛ и назначенный лигой "день икс" – крайний срок для расчетов.
Сейчас собираем информацию о "Спартаке" – кому-то из прошлогоднего состава долги погасили, но с кем-то не рассчитались до сих пор. Впрочем, прикарманить эти деньги в любом случае никто не сумеет. За последние шесть лет в профсоюз хоккеисты подали более 1200 обращений. В основном они просили помощи по вопросам расставания с клубами, выплаты компенсаций, бонусов, премий. Порядка 700 дел решили в досудебном порядке – не доводя до дисциплинарного комитета КХЛ, находя компромисс с клубами. Из остальных разбирательств более 90 процентов было выиграно, разрешено в пользу хоккеистов. Если говорить о цифрах, то за шесть лет профсоюз вернул ребятам более миллиарда рублей. То есть не позволил клубам "нагреть" игроков на эту сумму.
– В межсезонье, как известно, в КХЛ состоялся переход на новую форму контрактов. Ваш комментарий.
– Не обошлось без инцидентов. Некоторые клубы, скажем так, сжульничали: вызывали хоккеистов и предлагали переписать действующие соглашения на новую форму. "Зачем вы так, ребята?" – спрашивал у клубных боссов. "Наше дело предложить. Ничего противозаконного не делали – откажись хоккеист, вопрос тут же был бы закрыт".
Что ж, правила действительно в большинстве случаев не нарушались. Особого внимания заслуживает лишь пермский "Молот-Прикамье", чьи игроки сообщили в письменном заявлении: "Нас насильственно закрывали в кабинетах, заставляя подписывать документы". Здесь профсоюз будет разбираться. В остальных же случаях менеджмент слукавил, агент вовремя не подсказал – игрок согласился и добровольно поставил подпись под документом. В итоге компенсацию, к примеру, за разрыв контракта ему будут платить уже по новым правилам.
– Чем они отличаются от тех, что прописаны в регламенте, который действовал с 2011-го по 2014-й?
– Когда я в августе объезжал все команды КХЛ, это волновало ребят больше всего. Ведь вопрос компенсаций за расторжение контракта был одним из самых горячих в прошлом сезоне, когда между клубом и лигой велись переговоры по новому регламенту. В итоге сошлись на компромиссе. Сторона хоккеистов выиграла, например, от изменений в правилах нашего Юрьева дня.
Раньше руководители клубов, стремясь сэкономить на компенсации, банально пугали хоккеистов: "Либо давай разрывать контракт по обоюдному желанию, либо я откажусь от тебя в 23.59 последнего дня кахаэловских переходов. Дозаявить тебя никто не успеет, до следующей предсезонки вообще нигде играть не будешь". Теперь о планах расстаться менеджеры обязаны сообщать спортсменам не позже чем за неделю до окончания периода переходов. Чтобы ребята могли подыскать себе новую команду.
Взамен мы пошли на уступки в механизме расчета компенсаций. Теперь выплаты за второй-третий год расторгнутого соглашения аннулируются, если хоккеист находит новую работу. Отмечу, что руководители клубов, обсуждая новый регламент, вообще предлагали отказаться от компенсаций! Профсоюзу удалось убедить лигу, что цивилизованный механизм расставания – лицо КХЛ. И терять его нельзя.
Игроки же во время переговоров не приставляют пистолет к виску менеджера, заставляя прописывать сумму зарплаты и срок действия. Если ты как руководитель клуба добровольно подписал контракт – будь добр отвечать за свои дела. Леше Яшину, по-моему, "Айлендерс" до сих пор выплачивает деньги по трудовому соглашению, хотя он завершил заокеанскую карьеру много лет назад. Если мы в таких вопросах не станем брать пример с НХЛ – так и останемся лишь второй по статусу лигой мира.
Жесткая позиция профсоюза не позволила клубам провести еще одну поправку. Работодатели хотели изменить принцип расчета зарплаты. 60 процентов оклада выплачивается гарантированно, а 40 процентов остается на счетах команды до конца чемпионата и начисляется лишь в том случае, если выполнена задача на сезон. Понятно, что в таких условиях девять из десяти игроков не получали бы прописанных в контракте денег. Ведь обладатель Кубка Гагарина у нас один, победителей конференции – два.
– А задачу "финал плей-офф" озвучивают даже клубы уровня "Автомобилиста"...
– Вот именно. Неудивительно, что дебаты были упорными. Пришлось даже составлять открытые письма на имя президента КХЛ. Под ними весной подписывалось много ребят – во главе с игроками сборной России. Я знакомил Александра Медведева с этими документами, убедил его в нашей правоте. В итоге интересы игроков защищены многоступенчатой системой.
Если мы говорим о 40-процентной "надбавке за мастерство", то она должна выплачиваться хоккеистам в полном объеме. Если клуб оспаривает эту сумму, он обязан два раза с определенным временным интервалом между попытками выставить спортсмена на драфт отказов, который длится 48 часов. А уж если оттуда никто не забирает игрока с сохранением оклада – работодатель имеет право предложить "урезать" контракт. А ребята могут либо согласиться, либо обратиться в комиссию по контрактным спорам.
– Кто в нее входит?
– Александр Медведев, вице-президенты лиги Владимир Торжков, Валерий Каменский, Дмитрий Курбатов плюс ваш покорный слуга. Согласитесь, такой состав способен взвесить все "за" и "против", разобраться, отрабатывает хоккеист свои деньги или нет. Ведь зачастую вовсе не игроки виноваты в том, что у них не идет игра. К примеру, в позапрошлом и прошлом сезонах было много попыток снизить спортсмену зарплату. Урезали же оклад только одному. И то на 20 процентов. А за два предшествовавших конфликту года контракт парня "потяжелел" в два раза. Остальные ребята под финансовые санкции не попали.
Источник: Спорт-Экспресс
Добавить комментарий